СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Наукой установлено, что по вине руководителей возникает более половины конфликтов, из-за психологической несовместимости — одна треть.
Основные разновидности конфликтов:
1. Конфликт целей.
возникает как результат стремления оптимизировать некоторые функции в ущерб другим (например, в погоне за количеством ухудшается качество работ). Это вызывает конфликт производителя с заказчиком (потребителем).
2. Конфликт распределения средств.
Возникает при попытках развивать отдельные производства и службы в ущерб другим.
3. Конфликт мнений.
Возникает в результате разного толкования одних и тех же сроков, событий, явлений на основе субъективного их восприятия.
4. Конфликт несоответствия и несовместимости.
Возникает при несоответствии задач и обязанностей индивидуальным способностям работников.
Может возникнуть при наличии среди подчиненных более компетентных и способных работников, чем сам руководитель.
5. Конфликт организационный.
Возникает, как правило, по вине руководителей из-за неритмичности производственной деятельности, отсутствия сырья, материалов, инструментов.
Может возникнуть из-зи несоответствия организационной структуры и форм управления требованиям изменившихся производственных отношений.
6. Конфликт характеров.
Как правило, является личным. Базируется на неумении учитывать темперамент человека.
Способы разрешения конфликтов
Существует следующая модель подхода к разрешению моральных конфликтов. Она складывается из пяти блоков:
- Дается нравственная оценка содержания конфликта и причин, его вызвавших.
- Определяется нравственное отношение к конфликту.
- Делается моральный выбор — как достойно и разумно поступить.
- Разрабатывается технология преодоления конфликта или его погашения.
- Реализация выбранной технологии.
Необходимо учитывать, что конфликт можт казаться разрешенным в атмосфере «наибольшей деловитости». На самом деле стороны остались неудовлетворенными. Конфликт принес плоды не всей «команде», а только избранным.
Существует перечень правил, который дает ориентиры для линии поведения, противодействующей возникновению серьезных конфликтов.
Основные правила:
- Признавать друг друга.
- Слушать не перебивая.
- Демонстрировать понимание роли друг друга.
- Выяснить, как другой воспринимает конфликт, и как он себя при этом чувствует.
- Четко формулировать предмет обсуждения.
- Устанавливать общие точки зрения.
- Выяснить, что Вас разъединяет.
- После этого, снова описать содержание конфликта.
- Искать общее решение и принять «мировое соглашение».
Дополнительные статьи по теме «Развитие карьеры»:
Взаимоотношения руководителей и подчиненных
Способы разрешения конфликтов